Зачем Киев просит у Запада боевую авиацию

Внутри ЕС нет единодушия по этому вопросу, как и внутри отдельных стран. Министр иностранных дел Нидерландов Вопке Хукстра в январе говорил, что его страна готова рассмотреть любой запрос на предоставление F-16 без предубеждений, но глава правительства Марк Рютте после саммита с Зеленским заявил, что «есть много деликатных вопросов, которые нужно обсудить, плюсы и минусы».

Читайте на РБК Pro Что будет с экономикой России в ближайшие 10 лет: два основных сценария Продать нужное: что поможет бизнесу лучше попасть в потребности аудитории Как чашка кофе поможет улучшить спортивные результаты и похудеть Как учить английский язык тем, кто хочет быстро вырасти в карьере

Президент Франции Эмманюэль Макрон однозначно запрос на истребители не отверг, но указал, что это дело будущего. «Я ничего не исключаю… но это не соответствует сегодняшним требованиям», — заявил он в пятницу после саммита в Брюсселе. По его словам, сейчас важнее отдавать предпочтение «наиболее полезному оборудованию» и «самому быстрому», такому как артиллерийские установки CAESAR или система ПВО MAMBA. Президент США Джо Байден 30 января лаконично ответил «нет» на вопрос о возможности поставок истребителей Украине.

Россия уже предупредила, что даже дискуссия о предоставлении истребителей говорит о все большем втягивании западных стран в военные действия. «Мы это воспринимаем как растущую вовлеченность Великобритании, Германии, Франции в конфликт между Россией и Украиной. Постепенно исчезает грань между косвенной и прямой вовлеченностью <…>, подобные действия упомянутых стран ведут к эскалации напряженности вокруг этого конфликта, затягивают этот конфликт, делают этот конфликт более болезненным и мучительным для Украины», — сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Военная операция на Украине. Главное Политика

Какие истребители ждет Украина

О том, что Киеву нужны военные самолеты, украинские представители говорили еще в прошлом году: в октябре 2022 года журнал Foreign Policy, ссылаясь на письмо спикера Верховной рады Руслана Стефанчука к американским конгрессменам, сообщил, что Киев просит США «отказаться от сдержанности» и поставить Украине боевые истребители четвертого поколения F-15 и F-16, а также тактические баллистические ракеты ATACMS, которые способны поражать цели на расстоянии 200 миль (322 км).

Положительного ответа на этот призыв не последовало. Однако в январе 2023 года, после того как западные страны договорились передать Украине танки, в западных СМИ появились рассуждения о том, смогут ли они так же решиться и на поставки истребителей. Ведь ранее страны, поддерживающие Украину, называли и передачу танков невозможной; от поставок зенитных ракетных комплексов Patriot и реактивных систем залпового огня HIMARS они тоже некоторое время уклонялись.

Истребители нужны Киеву, как объяснял советник офиса украинского президента Михаил Подоляк, чтобы «закрыть небо».

В конце января в компании Lockheed Martin, которая производит F-16, сообщили, что намерены нарастить их выпуск на заводе в Южной Каролине, чтобы потом без проблем поставлять странам, которые «захотят помочь с разрешением конфликта». Это позволило предположить, что самолеты попадут на Украину не напрямую от США, но через третьи страны, — тем более что ранее такую возможность допускали Нидерланды, у которых в распоряжении находятся 40 самолетов.

Украина подала заявку Нидерландам на поставку истребителей F-16 Политика

Газета The Financial Times приводила еще одну схему: по данным ее источников в Евросоюзе, некоторые страны могут отправить F-16 государствам Восточной Европы в обмен на то, чтобы они передали Киеву старую военную технику (идею поставить Украине МиГ-29 в обмен на новые истребители в марте 2022 года выдвигала Польша).

В начале февраля газета The New York Times сообщила, что отказ администрации Байдена сейчас поставлять F-16 не помешает президенту США изменить это решение в будущем или, что более вероятно, договориться о реэкспорте самолетов с другими странами — к примеру, с Данией или Нидерландами. В частном порядке, отмечает издание, официальные лица говорят, что его «нет», скорее всего, временное, и приводят в пример те же системы ПВО и танки, которые Соединенные Штаты в итоге передать согласились. Пока Байден публично отказывается передавать истребители. «Потому что нам следует оставить их здесь. Это абсолютно иная ситуация», — сказал он 6 февраля, отвечая на вопросы журналистов.

В экспертном сообществе такую сдержанность объясняют двумя моментами: во-первых, передать самолеты Украине сложно технически; во-вторых, это может привести к очередной эскалации. «Современный самолет — это также вооружения, которые он может нести, запасные части и расходные материалы, наземная инфраструктура и т.д. А по-хорошему нужен не один и не десять самолетов, — поясняет эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. — И для всего этого нужен хорошо обученный наземный персонал. Все это может вызвать эскалацию — особенно потому, что из-за последнего из вышеперечисленных моментов Москва заподозрит участие натовских «отпускников».

Способна ли авиация изменить ход боевых действий

Аналитики обращают внимание как на то, что оперативно поставить и адаптировать зарубежные истребители на Украине невозможно, так и на то, что ограниченная передача самолетов «погоды не сделает». «Европейские страны без серьезного ущерба для своей обороноспособности более или менее оперативно могут передать несколько десятков машин, — сказал РБК научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник. — Можно предположить, что для них уже смогли подготовить украинский персонал. Это не только летчики, но и множество технических специалистов, чье обучение занимает несколько месяцев, офицеры и авиационные инженеры, которые руководят процессом, учатся годами. Обучить специалистов, работавших на советских машинах, можно быстрее, но все равно это длительный процесс».

Для украинских военно-воздушных сил поставка западных истребителей обернется немалыми проблемами, поскольку опыта обслуживания самолетов у них нет и отсутствуют необходимая промышленная инфраструктура и аэродромы — ремонтировать истребители придется в Европе, отмечает эксперт.

На передачу большого количества машин — от 100 и выше — способны только США, продолжает Крамник; это подразумевает поставки полноценных американских авиачастей вместе с американским персоналом (в том числе и летным), что может, в свою очередь, привести к прямому конфликту с Россией. «Теоретически можно представить «корейский вариант» — во время войны в Корее советские истребители базировались на территории Китая, выполняя боевые задачи с корейскими опознавательными знаками. Сейчас это будет чревато совершенно другим уровнем эскалации — такой вариант приблизит нас к прямому конфликту России и НАТО вплоть до ядерной войны», — сказал эксперт.

Британские аналитики увидели мало смысла в передаче истребителей Украине Политика

По мнению Александра Ермакова, никакое количество самолетов ситуацию на поле боя на Украине переломить не сможет, поскольку там идет главным образом борьба артиллерии и сухопутных войск. «Участие авиации здесь в любом случае вспомогательное, ибо у обеих сторон есть развитые системы ПВО, которых достаточно, чтобы попытки активных действий тактической авиации оборачивались морально тяжелыми потерями, — отмечает эксперт. — С практической точки зрения боевая авиация Киеву вообще не очень нужна — куда полезнее были бы дополнительные поставки артиллерии и бронетехники».

Если все же говорить об авиации, то Киеву подошли бы польские МиГ-29, добавил Ермаков, — персонал уже обучен, использовать самолеты можно сразу. «А разговоры о западных машинах — это больше политический пиар: учить людей долго, да и значимое количество все равно не дадут, потому что у самих лишних нет», — резюмировал он.

Авторы Теги Персоны

Источник: rbc.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *