Physical Address

304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124

В Узбекистане одобрили реформу Конституции. Как прошло голосование

«Если считать сегодня с 8 утра, то у нас уже около 75% пришли. Всего в списках 2358 человек, а на данный момент проголосовали уже более 1700, — рассказал в середине дня РБК председатель комиссии на участке, который расположился в лицее филиала РГУ нефти и газа имени Губкина, Абдумурат Нуралиев. — К нам приходят из трех махаллей (кварталов — РБК). Как принято у нас в Узбекистане, все проснулись с утра и все вперед-вперед, пришли и проголосовали». По его словам, уже в 8 утра вместе с комиссией на участок зашли 30 человек.

«Возможно, это связано с менталитетом. В Узбекистане, если речь не идет о пенсионерах или госслужащих, которые могут просыпаться в районе 8-9 утра, люди обычно встают рано, — пояснили корреспонденту РБК эту особенность на месте. — По воскресеньям тоже просыпаются рано — чтобы сделать все дела по дому, заняться садом… Потому что в том, что делается с утра пораньше, видят благо».

Нехватка наблюдателей и голосование «за маму с папой»

От международных организаций и иностранных государств в Узбекистан приехали 383 наблюдателя. Они курсируют от участка к участку, заходя в них на короткое время, чтобы оценить обстановку. Задача непрерывно следить за голосованием отведена наблюдателям от пяти узбекских политических партий — за каждым участком их закреплено по пять человек.

Еще с утра некоторые нарушения по ходу голосования отметили узбекские журналисты. Например, «Газета.uz» обратила внимание на «пассивность наблюдателей на участках» и на то, что с утра за наблюдательским столом сидели лишь один-два человека. То же самое увидела корреспондент РБК. В комиссиях на это говорили, что принудить наблюдателей к тому, чтобы они беспрерывно присутствовали на месте не могут — все зависит от их сознательности.

«Алина, не кисни!» — как в Узбекистане готовятся к изменению Конституции Политика

Самый распространенный вид нарушений — когда приходит один человек и просит бюллетени для голосования всей семьи. Журналисты «Газеты.uz» отмечали, что «благодаря широкой информационной кампании в предыдущие годы таких случаев стало заметно меньше, но они все еще встречаются». В комиссиях заверяют, что на одного человека строго выдают по паспорту один бюллетень.

На участке, который располагался в школе № 122 на окраине Ташкента, корреспондент РБК, разговаривая с председателем комиссии, стала свидетелем того, как в одну кабинку (они не зашторены) вошел отец с двумя маленькими детьми. Оттуда они вышли — у каждого по бюллетеню, и младший сын, лет четырех с виду, опустил тот, что был у него, в урну. В комиссии сказали, что «еще строже возьмут это на контроль». «Здесь ребенок кидает бюллетень — за папу, за маму… Вы здесь стойте и смотрите. Это ваша работа», — строго обратился директор школы к женщине из комиссии.

На вопрос о том, могут ли дети заходить в кабинку вместе с родителями, на участках отвечают по-разному. В комиссии в лицее при РГУ нефти и газа сказали, что это недопустимо и что на время голосования с детьми остаются и играют организаторы. В двух других комиссиях ответили, что просто не могут запретить детям быть рядом с родителями. «Сегодня воскресенье. Родители действительно приходят с детьми. Но мы на одного человека даем один бюллетень. А это его дело — зайдет ли он со своим ребенком на руках. Как мы в это можем вмешаться?», — рассказала РБК председатель одной из комиссии, подчеркнув: организаторы не вмешиваются в дела избирателей.

153 звонка и семь нарушений

Наиболее резонансным стало видео, на котором член одной из участковых комиссий самостоятельно заполняет бюллетени, проставляя в них галочку «за». Оно появилось в Twitter, однако позднее опубликовавший ее аккаунт был удален. В ЦИК поспешили заверить, что женщина сделала это самовольно. «Этот случай был установлен председателем комиссии на месте, обеспечена отмена данных бюллетеней, они вычтены из общего количества и добавлены к испорченным бюллетеням», — сообщили в ведомстве.

В соцсетях также появлялась информация о том, что студентов принуждают делать вбросы, выдавая им десятки заполненных бюллетеней, или же приводят на участки с куратором. На это отреагировали уже в министерстве высшего образования, заявив: у ведомства твердая позиция — «участие студентов в референдуме было добровольным и свободным». Минвуз призвал студентов сообщать о нарушении по телефонам доверия ЦИК или Генпрокуратуры. «Ваши права будут защищены в соответствии с законом, к виновным будут приняты соответствующие меры», — заверили в министерстве.

Чем узбекская реформа Конституции отличается от российской и казахской Политика

Как выяснила корреспондент РБК, обращений по телефону доверия оказалось немного: по словам руководителя колл-центра в Национальной библиотеке Авазбека Кадырова, к 17:00 там зарегистрировали 153 звонка, из которых только семь касались нарушений; ни один случай не подтвердился. «Вот поступило обращение от одного из округов, мы его регистрируем, обращаемся обратно в окружную комиссию по проведения референдума, они это все там проверяют и дают официальный ответ заявителю и нам о том, что доводы не подтвердились, — рассказал РБК Кадыров. — Сперва они говорят с заявителем, есть ли у него доказательства. На участках еще есть камеры, есть наблюдатели от партий и международных организаций — у них тоже спрашивают — и берут объяснение у комиссии».

Авторы Теги

Источник: rbc.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *