Турция и Армения заявили о готовности к примирению

Первую попытку нормализовать отношения Ереван и Анкара предприняли в 2008 году. Год спустя в Цюрихе министры иностранных дел подписали протоколы об установлении дипломатических отношений и их развитии. Но в 2010 году процесс был приостановлен (в Ереване говорят, что Турция не ратифицировала протоколы в должные сроки, в Анкаре — что армянский Конституционный суд, рассматривая эти документы, выдвинул условия, которые противоречат духу протоколов). В 2015 году президент Армении отозвал протоколы из Национального собрания, а в 2018 году процедуру прекратили окончательно.

Очередную попытку нормализовать отношения стороны предприняли в 2021 году. Для этого были назначены спецпредставители: Рубен Рубинян с армянской стороны и Сердар Кылыч с турецкой. В 2022 году они провели четыре встречи: одну в Москве и еще три в Вене. В феврале 2022 года между странами возобновилось прямое авиасообщение, они также договорились открыть границу для перемещения граждан из третьих стран и возобновить грузовые авиаперевозки.

Помощь Еревана Турции в связи с землетрясением — ценный жест, но принципиально в процессе армяно-турецкого урегулирования он ничего не изменит, считают опрошенные РБК эксперты. «Это задаст позитивный тон, но на деле эффект будет не такой масштабный, — считает турецкий политолог Керим Хас. — Анкара увязывает установление дипотношений с Ереваном с нормализацией отношений между Арменией и Азербайджаном. Такой позиции Турция придерживается после второй карабахской войны, и я думаю, что в ближайшее время она не изменится. Без координации с азербайджанской стороной по пути нормализации с Арменией Турция не пойдет».

«Армянский коллега также рассказал о переговорном процессе с Азербайджаном… Если три страны будут предпринимать решительные дипломатические шаги, то это сыграет на пользу миру и стабильности на Южном Кавказе, это важно и для экономического процветания», — отметил в среду Чавушоглу (цитата по «РИА Новости»).

Как мощное землетрясение в Турции может повлиять на политику Эрдогана Политика

По оценке армянского политолога Джонни Меликяна, вторая попытка наладить отношения особых результатов пока не приносит. «Сейчас процесс получил какую-то новую возможность — если раньше была так называемая футбольная дипломатия (сборные двух стран провели две игры в 2008 и 2009 годах. — РБК), то теперь происходит то, что можно назвать дипломатией чрезвычайной ситуации, — отметил в беседе с РБК эксперт. — Армянскую гуманитарную миссию пропустили по сухопутному маршруту, и это принципиальный момент». Сейчас мяч находится на стороне Анкары, подытоживает Меликян, и теперь ей решать, будет ли в армяно-турецком урегулировании прогресс.

Авторы Теги

Источник: rbc.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *