В 2022 году в прокате окупился лишь один поддержанный Фондом кино фильм

Из всех этих фильмов, по данным ЕАИС, коммерчески успешной (то есть собравшей в широком прокате хотя бы в два раза больше производственного бюджета) стала только комедия Александра Фомина «Молодой человек»: при бюджете в 64,8 млн руб., из которых 30 млн руб. — безвозвратная субсидия Фонда кино, картина заработала в прокате 192,2 млн руб.

Читайте на РБК Pro «Месть» китайских туристов: как возвращение путешествий поддержит отрасль Бюджеты тают, специалисты уезжают: 5 сценариев-2023 для ИТ-сферы России Релокация в Армению: как работается там предпринимателям из России Как фирма с пятью сотрудниками лишила богатейшего человека Азии $40 млрд

Отбить бюджет (то есть собрать в прокате больше, чем было потрачено на производство, но не окупиться с учетом того, что половина сборов достается кинотеатрам) в 2022 году смогли только пять поддержанных Фондом кино проекта из 26: «Финник» (сборы — 442,7 млн руб. при бюджете в 325,2 млн руб.), «Сердце Пармы» (сборы — 932,1 млн руб. при бюджете в 714,4 млн руб.), «Три кота и море приключений» (сборы — 138 млн руб. при бюджете в 93 млн руб.), «Чук и Гек. Большое приключение» (сборы — 248,4 млн руб. при бюджете в 200,2 млн руб.) и «Любовники» (сборы 170,9 млн руб. при бюджете 93 млн руб.).

Коммерчески успешным стал поддержанный Фондом кино фильм «Чебурашка». Однако в перечень из 26 картин 2022 года он не попадает: несмотря на то что ограниченные показы «Чебурашки» проходили уже в конце декабря 2022-го, его официальный релиз, по данным ЕАИС, состоялся 1 января 2023-го. На официальной афише фильма и в его трейлере, опубликованном прокатчиком «Централ Партнершип», также указана дата выхода 1 января. Аналогичную дату называли и в пресс-службе одного из создателей картины — «Союзмультфильма». «Чебурашку» можно считать окупившимся: при производственном бюджете в 850 млн руб., 361 млн руб. из которых были выданы Фондом кино на безвозвратной основе, сборы картины превысили 6 млрд руб.

Сенаторы предложили покупать западное кино через Белоруссию Технологии и медиа

Что говорят эксперты об окупаемости российского кино

Сергей Лавров из Cinemaplex объясняет низкие сборы большинства российских фильмов отсутствием должной рекламы у 95–98% картин. «Часто бюджеты на маркетинг превышают производственные бюджеты, — объясняет Лавров. — Однако у нас они составляют максимум 125–150 млн руб. без учета рекламы на канале «Россия 1».

Переломить ситуацию с низкой окупаемостью фильмов, снятых с госучастием, может, по мнению Лаврова, только изменение самой системы распределения субсидий и отказ от так называемого списка лидеров киноиндустрии, в который входят компании, получающие приоритетную поддержку на производство фильмов. Так, давать безвозвратные субсидии эксперт предлагает только тем компаниям, которые показывают высокую рентабельность.

У кого есть приоритет на господдержку

Сейчас в список лидеров российского кинопроизводства входит, например, студия «Базелевс», известная по кинофраншизе «Елки». Информации о госсубсидиях последней части серии, вышедшей в конце 2022 года, нет, при бюджете 100 млн руб. фильм собрал 573 млн руб. и считается окупившимся. В перечне также Yellow, Black and White — создатель «Чебурашки» и трилогии «Последний богатырь». В перечне также находится и кинокомпания СТВ: ее лента «Иван Царевич и Серый Волк 5», снятая без госсубсидий, окупилась, однако, например, картина «Щелкунчик и волшебная флейта», на которую выделил деньги Фонд кино, даже не отбила бюджет.

Также в список лидеров киноиндустрии входят «Студия «Тритэ» Никиты Михалкова», 1-2-3 Production, «Централ Партнершип», Art Pictures Studio, «Марс Медиа Энтертейнмент», «Водород 2011» и «Дирекция кино».

Российские фильмы впервые собрали больше половины всей кассы года Технологии и медиа

В Минкультуры тем не менее заявили, что текущих инструментов поддержки «достаточно для обеспечения окупаемости вложенного объема частных инвестиционных средств в производство и прокат национальных фильмов». По данным опросов кинотеатральной аудитории за последние три года, уровень удовлетворенности от просмотра отечественного фильма и готовности рекомендовать его выше у российских картин, нежели у зарубежных, добавили в министерстве.

Перед Фондом кино и Минкультуры стоят разные задачи в области развития отечественной киноиндустрии, согласен глава информационно-аналитического агентства InterMedia Евгений Сафронов. Так, Фонд кино, по его словам, поддерживает жанровое масштабное кино, тогда как Минкультуры — дебютное и нишевое, «как правило, изначально имеющее небольшие шансы окупиться в прокате».

Показатель «окупаемости», как утверждает Сафронов, для современной киноиндустрии не является главным. «Совершенно нормально, что окупается крайне незначительная часть фильмов, так как главная задача всего мирового кинематографа — привлечение целевой аудитории к определенным коммерческим и политическим структурам, — считает глава InterMedia. — Развитие отечественного кинематографа также должно быть нацелено не столько на прибыль, сколько на создание фильмов, соединяющих востребованность у аудитории и общественную пользу».

Авторы Теги

Источник: rbc.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *