Соперник Кижей: музей деревянного зодчества Прикамья оказался удивительным

Share:

Когда-то здесь всюду плескались воды древнего океана, который исчез после столкновения двух тектонических плит. Миллиарды лет назад Земля пережила страшную катастрофу, в результате которой погибло 98% видов земноводных и насекомых. Этот высокий мыс Камского моря – полуостров Варнач – помнит те события, а омывающие его воды и есть остатки древнего Пермского океана.

Но сегодня это место хранит и другую, более современную историю. Хохловка – удивительно, но ударение на первый слог, – первый музей деревянного зодчества Урала, где собрана архитектура Прикамья ХVII – начала ХХ веков. По деревне, построенной без гвоздя на горе дна Камского моря, прогулялся корреспондент «МК».

Сторожевая башня.

Фото: Мария Москвичева

Деревянная Россия. Исконная. Дерево издревле было основным строительным материалом на Руси. Избы рубили добротно – бревно к бревну. На крышах резали коньки, куриц, фантастических зверей.

Сегодня русское деревянное зодчество сохраняют в музеях под открытым небом. Самый знаменитый из них, наверное, Кижи, однако эпицентр старого деревянного искусства – Урал. В 43 км от Перми можно увидеть архитектуру Прикамья из самых разных уголков региона, от деревянной колокольни 1702 года, самой старой из сохранившихся в мире, до избушек, усадебных домов, Пугачевской сторожевой башни и первой пожарной станции.

В Хохловку начали свозить памятники архитектуры региона в 1969 году. Реставраторы аккуратно разбирали постройки на месте, не забывая нумеровать бревна, и собирали памятники уже здесь – на полуострове Варнач. Прошло почти 20 лет, прежде чем музей открыл свои двери для широкой публики. Первый «деревянный» музей Урала начал работать в 1980-м году.

Вай-Фай лавочки в глуши.

Фото: Мария Москвичева

– За путеводитель вы можете расплатиться только наличкой: вчера в классу молния попала, ждем ремонтные службы, не дождемся… – стеснительно тупя в пол глаза, говорит девушка в сувенирном магазине. Они тут, в 43 километрах от Перми, в глубинке с одним магазином и кафе на село, привыкли к природным катаклизмам. Место такое. Особенное. Мистическое.

На территории музея в Хохловке все деревянное. Путеводитель за наши деревянные – 200 рублей. Его главы украшены макрофотографиями деревянных срубов, что придает нужный шарм предстоящему погружению в мир старины. Здесь и правда будто совершаешь путешествие в прошлое – как на машине времени. За бревенчатыми стенами музея еще чувствуется цивилизация: идут работы по кладке асфальта – делают тротуар для пешеходов, пока машины продолжают разгонять пыль старой дороги. Но на территории музея – чистота и все только из дерева. Дощатые дорожки, бревенчатые избушки, приземистые церквушки.      

Музей в Хохловке основали на три года позже, чем музей-заповедник Кижи, и в один год с деревянным музеем в Суздале. В конце 1960-х в СССР, как бы сейчас сказали, был бум на экотуризм. Реставраторы научились «консервировать» деревянное зодчество. Главный плюс для туриста в музее Хохловки – правильный размер: 43 га неспешной вдумчивой прогулки по загадочной деревне как раз займут большую часть дня, еще и останется время окунуться в речке. В Кижи же нужно ехать на несколько дней, а музей в Суздале, напротив, обойдешь за полчаса, и без толку – там избушки словно на витрине, игрушечные. Здесь другое – чувствуешь себя сталкером у подножия Уральских гор.

Деревянные скульптуры

Фото: Мария Москвичева

Переносишься на пару столетий назад. Идешь по деревенской улице, заглядываешь в дома. Кажется, вчера здесь жили люди: вот их чашки, ложки, одежда… И жили они совсем не так, как мы сегодняшние. Без мобильных телефонов, Интернета, супермаркетов. Чтобы носить платье, нужно самостоятельно его сшить. В одной из избушек находим выставку по этому поводу – «От поля льна до полотна». Здесь представлен весь процесс производства со всем набором инструментов – они занимают всю комнату усадьбы Баталова 1870-80 гг. Чтобы сделать ткань, нужно не только поле льна, но, например, вороб для перематывания нитей с мотка или в клубки, тюрик для сматывания нитей с вороба, гребень для чесания льна и шерсти (короткие волокна отделялись от более длинных) и так далее… Синильной мастерской с набором загадочных приспособлений отдан отдельный угол. Любой предмет быта, еда в то время – результат кропотливого труда. Одежда, масло, хлеб, соль – все своими руками.

В избе.

Фото: Мария Москвичева

Мы в доме коми-пермяка Павла Кудымова из деревни Яшкино Юсьвинского района – здесь все просто, скромно, сурово. Усадьба построена из сосновых бревен «в обло» – древнейшим приемом в русском срубном строительстве без гвоздей.  В доме печь, которую топили по-черному (без дымохода), стол, пара лавок и полка над входом, там спали дети. Во дворе – погреб, банька, загон для животных, сеновал, ледник. Из сеней есть выход на скотный двор и в светлицу. Все как у людей. Это зажиточный дом. 

Мы путешествуем по улице из старинных изб – и у каждой своя судьба. В одной из них удивляешься росписям прядок или заборов – пермскому звериному стилю, ведущему свою историю еще с языческих времен. В другой – изяществу сруба, где каждое бревнышко не просто идеально прилажено к другому, углы изнутри избы закруглены, так что кажется, что ты в каком-то уютном яйце. 

По дороге к следующему памятнику…

Фото: Мария Москвичева

Покой невидимых жителей хранит сторожевая башня – она стоит выше, за домами. В народе ее прозвали Пугачевской. Когда-то такую башню возвели для защиты города Кунгура с его знаменитыми пещерами, ее осаждал Пугачев. Официально башня называется Спасской, это остаток Торговижского острожка – деревянной крепости, имевшей, по разным данным, от 5 до 8 башен, соединенных забором. В 1671 и 1708 годах крепость благополучно выдерживала осады. Но в 1899-м ее уничтожил пожар, и жители села возвели новую башню, которая теперь оказалась здесь. 

Мельница 19 века.

Фото: Мария Москвичева

Рядом с башней – деревянный храм – Преображенская церковь. Построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. С 1939 года не действовала, в здании размещалось зернохранилище, позже церковь была перевезена в «Хохловку». 

Все три части церкви – трапезная, храмовая и алтарная – размещаются на одной оси. Постройки такого типа называют «кораблем». «Уникально завершение храмовой части церкви: на высокую клинчатую кровлю поставлена крещатая бочка с главкой. Завершение клинчатой кровли крещатой бочкой – единственное в своем роде украшение на сохранившихся постройках русской архитектуры», – пишут архитекторы об этом здании. Это самый древний деревянный храм региона. Дорожка от него петляет еще выше – в лес. На его кромке путников встречают резные фигуры – охранники святого места. Старинная колокольня располагается в верхней точке мыса, говорят, в древности здесь творились мистические вещи. Теперь колокольня немного наклонена, как знакомая всем, Пизанская. 

Из святого места, где и правда веет чем-то потусторонним и немного кружится голова, через леса мостки ведут вниз – к избушкам, пожарной станции, охотничьему домику с лабазом, и целому соляному заводу – самой таинственной и прекрасной части парка-музея.

История Урала напитана драмами – о Ермаке и Пугачеве, зоне 36 и ведьминых лесах, но соляная страница Пермской летописи – особенная. Именно горы, невысокие, но богатые ресурсами, всегда привлекали людей в это место. Особенно богаты соляные запасы Урала – карстовые породы хранят память о древней земле.

На берегу реки Хохловки и Камы сохранен соляной комплекс – родом он из Верхнекамья. Одна из «ящеек» огромного Усть-Боровского солеваренного завода переехала в этот музей и разместилась в уютной лагуне, где можно прогуляться по набережной и даже поймать вай-фай на специальной лавочке. Или поесть малины с куста – тут же, не отходя от Интернета. Такие атрибуты современности в деревне прошлого выдергивают из прошлого в реальность.

Соляной амбар.

Фото: Мария Москвичева

В этой аккуратно законсервированной истории ты и правда сталкер. У тебя есть возможность слушать тишину завода, который будто бы только что затих, представлять тот пустой амбар, наполненным солью, побродить тенью среди это старого мира, потухшего навсегда. И все же после нескольких часов прогулки по деревянной деревне кажется, что вот-вот из какого-то дома раздастся крик младенца или ворчливой жены. Но нет, атмосфера в музее под открытым небом – медитативная. Это и есть главный секрет места: гармония деревянного зодчества и первозданных пейзажей – просторов речной глади, лесистых холмов, скалистого залива, еловых и березовых рощ, зарослей можжевельника, рябины, черемухи…

Вид с набережной у соляного комплекса.

Фото: Мария Москвичева

Источник: mk.ru

Leave a reply