Легендарный “Автограф” прервал многолетнее молчание триумфальным концертом

Share:

Это было столь же триумфально, сколь и рискованно. Можно даже сказать — авантюрно. Die hard fans (в буквальном переводе — «до смерти стойкие фанаты»), которых у «Автографа» сохранились если не полчища, сравнимые с бузовскими (пардон за сравнение, но так нагляднее), но, несомненно, значительно более, или даже исключительно, породистые, интеллигентные и, главное, музыкально осмысленные, знающие, что называется, толк в колбасных обрезках, а не питающиеся подножным фастмузовским кормом, тоже пребывали на нерве. С одной стороны, в вожделенном нетерпении, с другой — в смутных сомнениях. Как все пройдет? Прошло феноменально!

Фото: Владимир Миловидов

На первом за последние 16 лет полноценном концерте легендарной и фундаментальной (то есть участвовавшей в ряду других легендарных и культовых музыкантов в создании фундамента истинного рока на прежде частушечной Руси) группы «Автограф» не просто звучали, как в былые времена, долгие и продолжительные аплодисменты, а уже с середины концерта вошедшая в раж публика скандировала «бис» на «Старинной балладе», не исполнявшейся с 1985 года. Вот у поп-короля Киркорова, например, бисовками беснуются обычно под занавес шоу, а тут рок-пипл завелся с полоборота задолго до церемониальных финальных аккордов. Тоже показатель.

«Мы были удивлены и растроганы до слез, — признался «ЗД» Леонид Гуткин, композитор, продюсер и бас-гитарист, по праву носящий титул одного из лучших на местной рок-сцене. — Была потрясающая публика, да и наши все динозавры cжали булки. Был праздник, и было здорово: и по атмосфере, и по звуку, и по эстетике».

При этом рисков, превращавших благую затею в форменную авантюру с неясными последствиями, было хоть отбавляй. Музыканты не играли вместе много лет. Последнее появление на фестивале «Легенды русского рока» состоялось в 2012 г. в Зеленом театре у Стаса Намина с пятью песнями. Однако «Автограф» в своей хронологии отталкивается скорее от 2005 г., когда по стране прокатился полноценный концертный тур по случаю 25-летия группы, завершившийся масштабным шоу в спорткомплексе «Олимпийский». «Это большой перерыв», — замечает Леонид Гуткин. Перфекционисты и профессионалы до мозга костей, они смикшировали риск от «простоя» почти полугодовым репетиционным марафоном, который начался еще в ноябре: «играли, джемовали, разбирали наброски, нашли какие-то старые записи, в которых были нереализованные кусочки. Одно за другое, и чего-то там наковыряли. Как оказалось, неплохо наковыряли».

Другим и весьма серьезным «затыком» стало отсутствие главного из отцов-основателей — гитариста, композитора и, по сути, идеолога «Автографа» Александра Ситковецкого, давно и буржуазно поселившегося в уютном калифорнийском Малибу. «Сашка не смог приехать, — поясняет г-н Гуткин. — Концерт идет чуть больше полутора часов, но готовиться к нему надо несколько месяцев. Не было сейчас возможности так долго находиться в Москве, а делать абы как — это не совсем «Автограф» и совсем не Сашка. По общему согласию решили, что, наверное, сейчас лучше будет сделать так, а дальше, когда эта гармошка будет разворачиваться, посмотрим по ситуации. В любом случае не было никакой партизанщины. Мы в тот же день (концерта) переписались, поздравили друг друга, он написал, что страшно рад. Думаю, искренне».

Фото: Владимир Миловидов

Однако за одного битого двух небитых дают. К коллективу присоединились братья Поздняковы (они же — «Братья Рокс») — гитарист Александр и бэк-вокалист Никита, который на музейной «Старинной балладе» искусно выдал столь сногсшибательный фальцетный вокализ, что публика «проперлась», кажется, еще мощнее, чем во времена оные. При этом, конечно, не умалились все вокальные достоинства хрестоматийного Артура Беркута, но возраст все-таки требует даже на рок-концертах иногда щадить здоровье. Кое-что вытащили из рок-сундуков еще и по эстетской прихоти. «Хотели поиграть то, что не играли давно, — признается г-н Гуткин, — есть, например, большая инструментальная фа-минорная пьеса, как бы перетекающая в «Нам нужен мир», очень захотелось ее вспомнить». И хорошо, что вспомнили, потому как даже Иоганн наш Себастьян Бах с Фредди Меркьюри вздрогнули и «в гроб сходя, благословили» — однозначно. При всех аллюзиях «Автограф» всегда остается собой, в этом его ценность и прелесть.

Наконец, третьей закавыкой, рисковавшей подпортить затею, по словам музыкантов, «было подозрение, что все пройдет на ностальгических соплях, симпатично, но хотелось избежать исключительно ретро-посыла». Избежать удалось безо всякого даже сомнения. И потому, что артефактное полотно «Нам нужен мир», возвестившее миру в 1985 г. на всемирном фестивале Live Aid For Africa о существовании в тогда еще лапотном СССР не только классной рок-группы, но и рока вообще, оказалось теперь столь же актуальным (и по тексту, и даже музыкально), как и во времена противостояния цивилизованного мира прошлой версии Империи Зла; и потому, что новые песни, в т.ч. «Год #20», «Воскресение», «Миллионы», «На Семи Ветрах» соответствуя неизменному бренду «Автографа», тем не менее звучали не как ретро-рок, а как рок-музыка 2021 года. 

«Как говорится, нет худа без добра, — не без сдержанного (старая школа!) удовлетворения замечает Леонид Гуткин. — Был жуткий пандемийный год, когда все сидели и делать было нечего. Перезванивались: «Как дела? Все живы-здоровы?» Из этого возник какой-то музыкальный диалог, начали обмениваться эскизами, набросками, у кого что есть. Был такой скоротечный тренд дистанционных записей. Думали и мы — может, дистанционно что-то запишем? Из этого и родился пул новых песен, которые нас возбудили, показалось, что это достаточно любопытно. И, как показал концерт, новый материал неожиданно держит эмоциональный напор наряду со старым… К тому же не хотелось повторять то, что уже было сделано в 2005-м, хотелось ввести какие-то новые элементы, в частности, в виде струнного квартета, духовой секции, поиграть песни, которые мы не играли».

Получилось! «Автограф» на славу тряхнул стариной: бас-гитарист Леонид Гуткин, клавишник Леонид Макаревич, барабанщик Виктор Михалин, хоть и «блудный», но верный сын команды Сергей Мазаев, бывший звукорежиссер и старинный друг Юрий Фишкин. Выйдет ли на широкие музыкальные просторы высокохудожественный (зря, что ли, — арт!) прогрессив-рок «Автографа» из стен концертного зала еще одного рок-мэтра — Александра Градского, под сенью которого и вышел столь органичный и своевременный «реюньон», можно только гадать, хотя планы у вошедших во вкус музыкантов почти наполеоновские. В путь-дорожку…

Источник: mk.ru

Leave a reply