Кустурица приедет в гости к Башмету

Share:

Юрий Башмет готовится отметить день рождения большим концертом, который пройдет 24 января в рамках только что стартовавшего Зимнего фестиваля искусств в Москве. Несмотря на сложности чумного времени, он уверен, что главное — двигаться, экспериментировать и творить, словом, ничто не может остановить жизнь. Поэтому Юрий Башмет намерен устроить песни и танцы во время праздничного концерта, а еще он готовит большую программу для зимнего фестиваля в Сочи, который состоится в конце февраля. Гвоздем события станет концерт Эмира Кустурицы, который не только сыграет для российской публики, но и представит в южной столице свою новую книгу.

Фото: АГН «Москва»

В преддверии больших событий маэстро собрал узкий круг в особняке Новиковых, где, кстати, тоже состоится несколько концертов в рамках московского фестиваля искусств. Здание в стиле псевдоготики, между прочим, хранит музыкальную тайну: говорят, здесь гуляет призрак дочери прежнего владельца и играет время от времени на пианино. Впрочем, Башмет с загадочной дамой подружился, так что теперь она помогает музыкантам, в чем, вероятно, можно будет убедиться на альтовом марафоне или концерте камерной музыки композитора Александра Чайковского. Но выступление в честь дня рождения Башмета пройдет в другом месте — в Концертном зале имени Петра Чайковского. Причем на сей раз выбор программы весьма интригующий — откроют вечер «Песни и пляски смерти» Мусоргского.

— Я один раз не играл концерт в день рождения, и это был ужасный день, — говорит Юрий Башмет. — Не могу представить себя в этот день вне сцены. Каждый раз мы придумываем что-то новенькое. Сейчас один из солистов предложил трагические «Песни и пляски смерти» Мусоргского, и мы решили построить всю программу на песнях и танцах в широком смысле этого слова. В конце концов, классическая музыка родилась из жанровых произведений.

Так что следом за плясками смерти сыграют большое адажио из балета «Спартак», «Цыганку» Равеля, в финале слушателей ждет «Фантазия для фортепиано, хора и симфонического оркестра» Бетховена. Маэстро обещает, что без сюрпризов не обойдется, но о деталях умалчивает. Зато рассказывает о самой ожидаемой премьере столичного фестиваля — фантастической истории о крахе одной идеальной системы по мотивам повести Достоевского «Кроткая», где в главной роли выступит Сергей Гармаш. Собственно, актер и предложил создать музыкальный спектакль по этому произведению писателя, чье 200-летие недавно широко отмечалось.

— Это потрясающая чистая, аккуратная история. Мы сейчас вовсю репетируем. Музыку для спектакля написал Кузьма Бодров, он ещё часть должен дописает, но мы уже отрабатываем. Самое сложное здесь синхронизировать текст с музыкой. Идею поставить «Кроткую» предложил Гармаш — проект четыре года вызревал, — рассказывает Башмет.

Впрочем, для маэстро такой формат соединения музыки и текста — уже проторенная дорожка, Юрий Абрамович признается, что в какой-то мере это всегда импровизация. Так, спектакль «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Экзюпери с Константином Хабенским в главной роли в который раз откроет грядущий фестиваль в Сочи. «Еще ни разу спектакль не повторился один к одному. Мы всегда импровизируем, и каждый раз перед началом есть ощущение ожидание — как получится теперь», — говорит маэстро.

Главным сюрпризом сочинского фестиваля станет приезд «балканского Феллини» Эмира Кустурицы, который не только гениально снимает кино, но еще и играет на гитаре, и пишет книги. Сейчас как раз готовится выпустить в свет новую, Юрий Башмет надеется устроить презентацию в Сочи. Что именно сыграет группа «The No Smoking Orchestra» 23 февраля — тайна, потому как коллектив редко объявляют программу заранее — сербские музыканты «живут» импровизацией. Но надо думать, и что-то из нашего родного тоже будет — Эмир Кустурица с «The No Smoking Orchestra» однажды уже выступали в Сочи, правда, с тех пор прошло 10 лет. Тогда, помимо прочего, музыканты удивили публику необычной вариацией «Подмосковных вечеров».

Про эксперименты на встрече зашел отдельный разговор. Юрий Башмет приветствует синкретичные жанры и разного рода новые веяния. Пару лет назад, например, сыграл оперу, написанную нейросетью, все в том же Сочи. Впрочем, к новаторству маэстро относится с привычным ему юмором и самоиронией. Для примера он рассказал забавную историю.

— Все большие музыканты экспериментируют, как иначе? Скрябин пытался соединить музыку и цвет, Стравинский и Шостакович соединяли классику с джазом. Творчество вообще иногда от тебя не зависит. Однажды, например, мне приснилась музыка. Обычно сны быстро выветриваются, но тут не мог выкинуть из головы мелодию из сна весь день. Прошло девять месяцев, а она все еще играла где-то на подкорке. Потом сыграл ее другу, а он говорит: поздравляю, ты сочинил «Реквием» Моцарта, только пара нот отличается, а так — оно.

Источник: mk.ru

Leave a reply