Династия Манизер: два века одной семьи

Share:

В Новой Третьяковке на Крымском презентовали уникальный альбом-монографию «Манизер. Династия художников». Книга издана Международным союзом немецкой культуры при поддержке Посольства Германии в России, и рассказывает о творческой династии российских немцев Манизер.

Младшие из династии, Ольга Манизер с дочерью Полиной, представляют альбом

Имя Манизер в первую очередь знакомо нам по знаменитым, любимым москвичами и гостями столицы скульптурам на станции метро «Площадь Революции» — солдаты и матросы, студент с книжкой, Комсомолка, пограничник. И кто из нас не натирал острый нос Собаке пограничника, загадывая желание? Однако многие будут удивлены, узнав, что автор этих скульптур — Матвей Манизер — находится  в середине талантливой династии выходцев из Германии. 

Выступая на презентации, посол Германии в России, Геза Андреас фон Гайр, подчеркнул, что издание такой книги в год культуры Германии в России стало ещё и уникальным дополнением летописи российских немцев. «Истории наших стран тесно переплетены. Были в ней и взлёты, и трагические события, — говорит господин посол.  — И  люди, немцы по крови, волею судеб оказавшиеся в России, всегда играли роль объединяющего моста между Россией и Германией. Что касается семьи Манизер, то речь идет не только о творчестве сильных, уверенных в себе мужей, но  прежде всего и о  сильных, уверенных в себе женщинах». 

Поясним: это две художницы с красивым именем Стэлла, и Елена Янсон-Манизер, и, конечно, автор роскошного издания — дизайнер, художник по костюму Нина Пуляхина-Манизер.

Посол Германии в России г-н Геза Андреас фон Гайр на презентации в Новой Третьяковке

Представленный альбом посвящен почти двухвековой истории одной семьи, но в этом  коллективном портрете можно подробно рассмотреть каждого, оценить его вклад в русскую культуру. Вот родоначальник династии – Генрих Манизер, родившийся в 1847 году в Пруссии,  вырос и получил воспитание в России. Блестяще окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Императорскую Академию художеств в Петербурге. Ещё будучи студентом, участвовал в росписи храма Христа Спасителя. Автор картин на исторические, батальные, библейские и жанровые темы, уникальный мастер портрета. Прижизненный портрет Николая II кисти Генриха Манизера – один из лучших. Супруга Генриха красавица Стелла фон Витт-Манизер – художник-аквалерист, автор эскизов для шедевров Фаберже. А их сын, Матвей, всесторонне одарён: сначала он закончит математический и астрономический факультеты Петербургского университета,  в 1916-ом — Императорскую Академию художеств с золотой медалью, а через три года  поступит в Петербургскую консерваторию. 

Основное же его призвание, скульптура, дало знать о себе очень рано. Об этом повествует забавное семейное предание: Матвей в возрасте четырёх лет так тщательно пытался рассмотреть зверюшек на пьедестале памятника Крылову в Летнем саду, что застрял  головой в бронзовой решетке. 

Династию продолжили сыновья Матвея – Отто и Гуго, скульптор и художник. Гуго Манизеру, своему супругу, и посвятила альбом его автор — Нина Пуляхина-Манизер. 

Издатель и первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс не без основания полагает, что среди российских немцев Манизер – самая большая творческая династия. «Фотоматериалы для издания этой книги предоставили музеи Челябинска, Ханты-Мансийска, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы… И всё это – работы художников и скульпторов — представителей семьи Манизер». 

Готовясь к презентации монографии, Третьяковка из запасников выставила работы Матвея и Елены Янсон-Манизер. Жаль, что в экспозиции  их всего восемь.  Современным скульпторам многому стоит у них поучиться: их интереснейшим пластическим решениям  в работах, посвящённых спорту или искусству балета: у Елены Янсон-Манизер танцовщики взлетают и парят в движении — Галина Уланова, Майя Плисецкая, Махмуд Эсамбаев.  Только одна знаменитая Уланова запечатлена Еленой Александровной более чем в  30 работах, что уж говорить об остальных. Галина Уланова провела много часов в мастерской Манизеров, позируя для скульптур. «Какое счастье, что я позировала Елене Александровне, и существуют две её работы, посвященные мне. Кроме них не осталось ничего…», — написала другая звезда русского балета — Майя Плисецкая. 

Источник: mk.ru

Leave a reply