«Библейские эскизы» Александра Иванова представили в Третьяковке

Share:

  Главное здание Третьяковской галереи радует посетителей новой выставкой из «золотого фонда» музея. Акварельный цикл «Библейских эскизов», над которым Александр Иванов работал последние 10 лет жизни, был лишь подготовкой к масштабной работе – росписи храма. Именно в этом художник видел свою миссию. Храм мудрости, где росписи складывались бы в сложную систему взаимосвязей и сопоставлений, о котором мечтал Иванов, так и не был построен, но эскизы остались.  Библейский цикл мастера показывали в трех частях – теперь в Лаврушинском переулке представили финальную «главу», рассказывающую о последних днях жизни Христа, его смерти и воскресении.

В этом году посетители музея получили возможность узнать творчество Александра Иванова с новой стороны. Кроме картины «Явление Христа народу», признанной шедевром еще при жизни художника, в Третьяковке можно рассмотреть и «Библейские эскизы» — графику, которую автор оберегал от посторонних глаз до конца жизни. Работу над этим циклом он начал сразу после создания свой главной картины, а, может быть, идея «Храма мудрости» пришла ему в процессе работы над большим полотном. Однако свой масштабный замысел он держал в тайне от всех. Закончить Иванов не успел – скончался от холеры. И только после смерти мастера близкие узнали о его мечте о «Храме мудрости».

В 1858 году художник перевез свои рисунки из Рима, где Иванов долгое время жил и имел мастерскую, в Санкт-Петербург, затем эскизы попали в Отделение изящных искусств Румянцевского музея, а позже – в фонд Третьяковской галереи. Будучи эксклюзивным обладателем графического наследия Александра Иванова, музей хранит более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов художника. Но на камерных выставках можно увидеть только наиболее впечатляющие работы.  

«Мы делаем уже третью выставку, выбирая самые законченные произведения из большого количества библейских эскизов», — рассказала куратор выставки Маргарита Крылова.

Часть цикла, рассказывающая о последних днях жизни Иисуса Христа, его смерти, чудесном воскресении и вознесении представляют 25 акварельных композиций. Легкий штрих карандаша и полупрозрачные краски облегчают восприятие тяжелых сцен.

Так, в «Тайной вечере» автор лишь обозначает силуэты ближайших учеников Христа, выделяя красками лишь самого учителя. Но сюжет вполне ясен – фигуры оттеняет коричневая бумага. Практически лишены красок эскизы «Христос перед Пилатом («Откуда ты?»)» и «Христа переодевают, чтобы вести на распятие». Белый холст буквально просвечивается сквозь редкие цветные пятна.   

Однако есть здесь и работы, где краски буквально кричат о том, что испытывают герои сюжетов. Наибольшая экспрессия чувствуется в произведении «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие». Изображенные позы людей, их жесты, а главное, краски – все в эскизе говорит о напряженности момента.

Освещают выставочный зал эскизы «Ангел возвещает женщинам, пришедшим ко гробу, о воскресении Христа» и «Ангел отваливает камень от двери гроба». Белое свечение существа, спустившегося с небес, привлекает внимание зрителя с порога. Художник стремился изобразить сюжеты так, чтобы перевернуть сознание зрителей.

– Смысл в том, чтобы видеть ситуации нравственного выбора, который стоит перед каждым человеком, — рассказывает Маргарита Крылова. — И все это было призвано к тому, чтобы люди, изучая историю Христа, делали для себя выводы о том, что можно вставать на сторону праведности, праведных умыслов и добра.

Источник: mk.ru

Leave a reply