Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
«Из открытой финансовой отчетности мы не понимаем, как в оборот вводятся новые регионы. Очевидно, это происходит не полностью, а поэтапно. Например, огромный объем социальных выплат, который пошел гражданам в новых регионах, может носить одномоментный характер», — добавляет руководитель центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. «Те расходы по межбюджетным трансфертам, которые были заложены и в «Основных направлениях бюджетной политики» на три года, и в утвержденном федеральном бюджете, не предусматривали какого-то большого дополнительного объема трансфертов туда (в новые регионы. — РБК). Но как-то же это осуществляется; возможно, так это и выражается (в растущих расходах федерального бюджета. — РБК)», — полагает он.
Понятно, что на фоне спецоперации и присоединения новых регионов появилось много направлений расходов, которых не было в прошлом году, констатирует Климанов. «Очевидно, что возросли расходы на национальную оборону и безопасность, правоохранительную деятельность. Но с какой периодичностью эти платежи осуществляются — неизвестно», — отмечает эксперт. В проекте федерального бюджета на 2023 год расходы на оборону и безопасность должны были составить около трети от всех расходов.
По оценке Мурашова, расходы на оборону (в открытой части) бюджета увеличились на 200 млрд руб. за год. Также превышение наблюдается и по социальным расходам — на 100 млрд руб. больше предыдущего года. «Последние активные расходы по социалке — порядка 600 млрд за день — были совсем недавно, 5 апреля. Но по сравнению с прошлым годом в целом расходы на социалку идут плюс-минус в одном темпе», — подытожил он.
Есть ли риски для дефицита бюджета
На 2023 год Минфин запланировал дефицит казны в размере 2,9 трлн руб., или 2% ВВП. По итогам первого квартала дефицит составлял 2,4 трлн, а смотреть дефицит в произвольный день в течение месяца не имеет смысла: из-за перехода на механизм единого налогового платежа поступления налогов сместились на один день в конце каждого месяца. Министр финансов Антон Силуанов не раз обнадеживал, что значения по итогам года не превысят плановых 2% ВВП.
Мурашов пока не видит поводов сомневаться в обещаниях Минфина о непревышении планового дефицита. «Минфин неоднократно заявлял, что будет активнее расписывать расходы в начале этого года. В конце года, соответственно, теоретически должно быть меньше расходов, чем обычно. Хотя, конечно, то, что сейчас государство тратит больше, не означает автоматически, что потом оно будет тратить меньше», — считает он.
Пятая часть расходов бюджета-2022 пришлась на декабрь Экономика
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова тоже не насторожена текущим ускорением расходов. Она полагает, что надо смотреть на динамику расходов вместе с заимствованиями ОФЗ, которыми правительство финансирует дефицит бюджета. «Если расходы растут, а Минфин на ОФЗ большие объемы не размещает, то это означает, что на самом деле в бюджетной системе есть профицит, видимо, на уровне региональных бюджетов. И он нивелирует бюджетные риски. Иными словами, рост расходов федерального бюджета не означает, что на уровне всей бюджетной системы происходит сопоставимая разбалансировка», — указывает она.
Расходная динамика федерального бюджета может искажаться трансфертами в другие бюджеты: например, в декабре 2022 года Минфин авансом перечислил Пенсионному фонду трансферт на сумму более 1 трлн руб., который должен был состояться в 2023 году, в результате расходы федерального бюджета в 2022 году номинально оказались выше, чем могли бы быть, но это, в свою очередь, высвободило средства казны на 2023 год.
Показатели за короткие отрезки не репрезентативны в отличие от квартальных или хотя бы месячных данных, убежден главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. «Опыт первого квартала — хороший пример. Поэтому, кроме общего соображения, что предоплаты могут быть не только по году, но и по кварталу, сказать нечего», — заключает он.
Официальная позиция Минфина заключается в том, что общий объем расходов в 2023 году будет формироваться исходя из предельного объема ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (порядка 29 трлн), плюс возможный прирост расходов в размере дополнительных ненефтегазовых доходов, которые могут сложиться по ходу исполнения бюджета, что соответствует нормам бюджетного правила. Например, такими дополнительными доходами могут стать поступления разового взноса со сверхприбылей бизнеса в 2021–2022 годах, оцениваемые в 250–300 млрд руб.
Авторы Теги
Источник: rbc.ru