Physical Address

304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124

Опрос показал переход бизнеса в России от стагнации к «умеренному росту»

Единственным среди девяти показателей в негативной зоне стал рост издержек. Их рост по сравнению с первым кварталом прошлого года отметили 57,6% респондентов, а снижение — только 13,4%. Общий балл по данному показателю остался в негативной зоне даже после корректировки на инфляцию. Авторы индекса предполагают, что значимость роста издержек будет меньше в следующем квартале, когда будет исчерпан фактор резкого роста цен весны — лета 2022 года.

С данными индекса отчасти созвучны результаты мониторинга экономики и деятельности компании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в первом квартале 2023 года. Главным ограничением работы предприятий по-прежнему остались проблемы с логистикой — сложности с доставкой закупаемого сырья, оборудования, комплектующих и ухудшение условий транспортировки продукции (в том числе удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов). На это указала треть опрошенных респондентов — столько же, как и в четвертом квартале прошлого года.

Рост налоговой и административной нагрузки

Помимо роста издержек на фоне санкций бизнес беспокоят дорогое кредитование, растущая налоговая нагрузка, сохранение административной нагрузки, следует из результатов исследования. Эти факторы в краткосрочном периоде могут сыграть против более быстрого набора экономикой динамики роста, предупреждают авторы.

Тех, кто отметил рост налоговой нагрузки, многократно больше: 42,2% против 8,8% указавших на ее снижение. Даже корректировка на инфляцию за отчетный квартал не позволила вывести этот показатель в зеленую зону. По оценке Института Столыпина, это может объясняться ужесточением налогового администрирования в условиях консолидации бюджетных доходов. Оно уже выразилось в росте доначислений по итогам выездных налоговых проверок. В 2022 году Федеральная налоговая служба доначислила рекордную сумму налогов компаниям — 686 млрд руб. против 379 млрд в 2021 году, сообщал РБК.

Рост налоговой нагрузки по отдельным сферам фиксируют и деловые объединения. В частности, для ювелирной отрасли с этого года отменена возможность применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса, и многие предприятия из этой сферы сообщают о росте налоговой нагрузки, отмечает заместитель исполнительного директора «Опоры России» Иван Ефременков. «С другой стороны, рост фискальной нагрузки в ряде случаев связан с «обелением» отраслей, например общепита. Здесь рост происходит из-за перехода компаний в белую зону, они начинают платить налоги из-за создания устраивающих их регуляторных условий», — привел он пример. Летом прошлого года Центробанк, ФНС и Росфинмониторинг вскрыли «ресторанную» схему ухода от налогов, писал РБК.

Опрос бизнеса показал недовольство формализмом чиновников и коррупцией Экономика

Вместе с тем авторы индекса отмечают, что их удивили ответы на вопросы об административной нагрузке: 37,6% респондентов сообщили о ее росте, и лишь 9,2% — о снижении. Это при том, что с 2020 года действует мораторий на плановые проверки бизнеса (на налоговые проверки он не распространяется), который власти продлили до 2030 года. По оценке вице-премьера Дмитрия Григоренко, за три года число проверок снизилось более чем в четыре раза — с 1,5 млн в 2019 году до 350 тыс. в 2022 году.

Вероятно, как административную нагрузку предприниматели воспринимают не только проверки, но и в целом комплекс обязательных требований — рост нагрузки может отмечаться в связи с расширением государственных обязательных информационных систем (таких как система для алкогольной продукции или по маркировке меховых изделий), объясняют авторы. Кроме того, часть проверок сегодня могут подменяться оперативно-разыскными мероприятиями, о чем говорил генпрокурор Игорь Краснов в конце апреля.

«Под административной нагрузкой предприниматели могут иметь в виду не только непосредственное взаимодействие с контролирующими органами, но и, например, сдачу различной отчетности, подготовку ответов на запросы органов власти», — добавил Ефременков.

Сложности с кредитованием

В негативной зоне оказался индекс показателя стоимости кредитования. Высокой кредитную ставку назвали 42,2% опрошенных, а низкой или доступной — 26% респондентов (остальные не используют кредитные ресурсы). Больше всего тех, кто считает ставку кредитования слишком высокой — в промышленности и сельском хозяйстве (52 и 57,2% соответственно).

С доступностью кредитов в части процедур ситуация лучше. Самый популярный ответ здесь — возможность получить заем есть, но требования к заемщикам и условия обслуживания кредитов жесткие и неоправданные (его выбрала треть).

Ухудшил показатели индекса рост дебиторской и кредиторской задолженности предприятий — на него указал каждый третий опрошенный. Этому может способствовать усложнение внешних расчетов, переход на предоплату и рост в потребности оборотного кредитования, поясняется в исследовании.

Путин назвал срок решения проблемы закредитованности предприятий ОПК Общество

Между тем замеры «Опоры России» в рамках Индекса RSBI показывают, что сейчас доступность кредитования находится на самом высоком за последнее время уровне. На сегодня доля отказов по заявкам на кредит для малого и среднего бизнеса составляет 37% — это минимум с декабря 2021 года.

По оценке лаборатории конъюнктурных опросов Института Гайдара, нехватку кредитов в качестве ограничивающего фактора для промышленного роста в 2023 году назвали меньше всего предприятий (всего 2%). Еще в январе показатель доступности кредитов был на отрицательном уровне по балансу нормальных и негативных оценок, однако в апреле промышленность сообщила о восстановлении досанкционной доступности кредитов — доля нормальных оценок выросла до 67%.

По данным лаборатории, предлагаемая предприятиям минимальная ставка по кредитам в последние месяцы стабилизировалась в интервале 11–11,3% годовых в рублях. На более низком уровне она была с 2019 года по начало 2022 года.

Авторы Теги

Источник: rbc.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *