Коронавирус: дефицита нет, но цены скакнут

Share:

Пока россияне не кинулись скупать гречку и туалетную бумагу

На фоне бушующей в мире пандемии коронавируса практически все западные страны столкнулись с потребительским переполохом: люди стоят в длинных очередях за продуктами питания и предметами гигиены. Волна паники дошла и до России. Штурма гипермаркетов пока не наблюдается, но первые звонки о дефиците товаров на магазинных полках поступают из разных регионов страны.

фото: Наталия Губернаторова

Во всех странах помимо прочего коронавирус спровоцировал потребительский ажиотаж: люди буквально сметали все товары с прилавков. В России такой паники пока не наблюдается. Однако в локальных торговых точках граждане фиксируют нехватку круп, туалетной бумаги и других товаров. В то же время кого-то такие разговоры просто смешат. Люди считают, что паника специально нагнетается.

Впрочем, как сообщают корреспонденты «МК» из регионов, поводы для волнения у потребителей есть. Например, практически ни в одной аптеке Салехарда не осталось одноразовых медицинских масок. Санитайзеров — жидких антисептиков для рук — тоже. Когда эти средства защиты от коронавируса снова появятся в продаже — сказать никто не может, сообщила редакция «МК Ямал». Только в одной аптеке Салехарда рассказали, что маски в продаже есть. «Пока имеются в наличии, но продаем по пять штук на человека, не больше», — отметила фармацевт.

«Мне в аптеках говорили, мол, чего вы удивляетесь, масок нет по всей России, ни у одного поставщика. Советовали шить маски самостоятельно и купить оксолиновую мазь, обрабатывать ею пазухи носа», — рассказал один из жителей Салехарда.

По данным участников рынка, наблюдается рост спроса на товары личной гигиены в связи с коронавирусом: с середины февраля продажи антибактериальных салфеток по всей России выросли более чем в 3 раза. «До конца марта продажи увеличатся в 5 раз по сравнению с мартом прошлого года», — прогнозируют в корпорации «Биосфера». Согласно ее данным, спрос на влажные салфетки вырос в 7 раз в Польше, в 10 раз в Болгарии, в 3 раза в Литве и в 2 раза в Эстонии.

С продуктами питания тоже не все и не везде благополучно. В Калуге большим спросом пользуется гречка и пельмени. «Мы закупили десять килограммов сахара, по пять пачек соли и макарон. Ожидаем рост цен на продукты, поэтому решили закупиться впрок», — рассказала «МК в Калуге» местная жительница Светлана.

По информации «МК в Нижнем Новгороде», жители массово скупают мясные полуфабрикаты, макаронную продукцию, а также крупы.

Между тем директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков утверждает, что продуктов в России хватит и не стоит опасаться их дефицита. В свою очередь Минпромторг запросил у Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и Союза независимых сетей (СНС) данные о запасах социально значимых товаров.

Член Торгово-промышленной палаты (ТПП) Москвы Анна Вовк считает, что в первую очередь в группе риска — импортные овощи и молочная продукция, особенно в свете закрытия границы с Белоруссией, которая обеспечивает до 15% рынка молочной продукции. По ее мнению, явный дефицит товаров произойдет, если в стране вдруг объявят режим ЧС. «В условиях изоляции люди будут запасаться продуктами с длительным сроком хранения (макароны, крупы, консервы) и хозтоварами — даже если в этом нет объективной необходимости, — говорит она. — Дефицит может быть создан искусственно самими же потребителями в течение нескольких дней». Самые ходовые товары могут подорожать на 10–15%. «В то же время цифры на ценниках в несетевых магазинах шаговой доступности могут быть ограничены только фантазией их владельцев», — подытожила Вовк.

Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский также считает, что есть риск изменения цен в сторону роста. «Многие производители и поставщики могут воспользоваться массовой паникой и начать поднимать цены на отдельные группы товаров, которые пользуются сейчас самой большой популярностью», — говорит он.

Между тем эксперты убеждены, что россияне уже привыкли быстро адаптироваться к экстремальным ситуациям. «Акцент делается именно на дешевые товары, но что характерно: не наблюдается ни пустых полок, ни увеличенных очередей в кассы», — подчеркнул эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Аналитики «утешают»: многие потребители имеют слишком мало денег, чтобы делать солидные запасы, вычищая все полки в магазинах. Все это указывает на то, что период ажиотажного спроса должен быть кратковременным.

Пандемия коронавируса. Хроника событий

Источник: mk.ru

Leave a reply