Грузооборот на железной дороге обвалился на фоне кризиса

Share:

Любые расчеты экономического ущерба вторичны, когда речь идет о жизнях и здоровье людей, заявили в Кремле 30 марта. Однако непублично власти обсуждают вероятность падения ВВП на 5–10% в 2020 году в качестве наихудшего сценария при максимально жестких карантинах, сообщил Bloomberg 23 марта.

Погрузка РЖД начала снижаться еще в конце 2019 года, то есть еще до обвала цен на нефть и пандемии, поэтому по мартовскому показателю сложно отделить именно эти эффекты. «Понижательная тенденция на рынке грузовых железнодорожных перевозок показывает, что негативные явления докатились уже и до реального сектора», — констатировали экономисты Центра развития ВШЭ 31 марта.

Падение коснулось нефти, угля и металлов

  • Больше всего в марте упала погрузка на сетях РЖД лома (-29,1%), показывают расчеты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) по данным РЖД;
  • погрузка каменного угля снизилась на 13,5%;
  • черных металлов — на 10,4%;
  • нефти и нефтепродуктов — на 5,2%;
  • цемента — на 5%.
  • Рост погрузки продемонстрировали только минеральные удобрения (+3,8%) и зерно (+18,6%).

Такие негативные показатели, как в марте 2020 года (-5,5%), в последний раз наблюдались семь лет назад, в январе и октябре 2013 года (-6,5% и -5,4% к аналогичному месяцу 2012 года), сообщл РБК заместитель генерального директора Института проблем естественных мономполий Владимир Савчук.

Пик снижения погрузки впереди

«На фоне драматичного снижения пассажиропотока на железнодорожном транспорте (-20% в дальнем следовании, в том числе -85% на нерабочей неделе в Московском регионе) снижение погрузки выглядит умеренным. Однако пик снижения еще впереди, так как производственные и кооперационные связи только к концу марта стали приводить к остановке предприятий и существенному сокращению спроса на транспортировку грузов», — предупреждает Савчук.

Глава РЖД Олег Белозеров 18 марта заявил, что погрузка на сети РЖД в 2020 году может снизиться как минимум на 1% вместо ранее ожидавшегося роста на 2,9%, на фоне пандемии коронавируса, которая приводит к нарушению цепочек поставок и снижению спроса на многие промышленные товары. РЖД рассматривает различные стресс-сценарии, сказал Белозеров.

По словам Савчука, такие индикаторы, как погрузка на железнодорожном транспорте и энергопотребление, могут достаточно четко отражать «температуру» оперативного состояния экономики, в том числе в разрезе дня или недели. Эти данные хорошо коррелируют с показателями реальной работы промышленности, отмечает эксперт.

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) на этой неделе начал оценивать спад экономической активности на основе оперативных данных Системного оператора Единой энергетической системы (СО ЕЭС) о мощности потребления энергии. Среднесуточная экономическая активность по России в целом упала на 11–15% по итогам 30 марта, оценил ЦМАКП на основе данных о сокращении энергопотребления к уровням недельной давности.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Источник: rbc.ru

Leave a reply