Эксперты оценили влияние проблем с продажей нефти на российский бюджет

Риск для нефтепродуктов

5 февраля должны вступить в силу аналогичное эмбарго ЕС на импорт российских нефтепродуктов и одновременно ценовой потолок на эти продукты со стороны государств G7. Как уточняют источники, участвующие в переговорах, будут введены два потолка — для более дорогостоящих продуктов, таких как дизель, и менее дорогостоящих, таких как топочный мазут, писали западные СМИ.

Рыночные наблюдатели и некоторые западные чиновники ожидают, что России будет труднее переориентировать поставки нефтепродуктов, чем поставки сырой нефти, пишет The Wall Street Journal (WSJ) 12 января. Для перевозки топлива понадобятся более специализированные суда. Кроме того, Индия и Китай сами являются крупными переработчиками нефти, поэтому вряд ли будут заинтересованы в закупках российских нефтепродуктов, обычно продававшихся в Европу, указывает WSJ.

«Переориентация выпадающего экспорта нефтепродуктов может быть несколько менее эффективной», — подтверждают в «Ренессанс Капитале». С февраля дисконты на российские нефтепродукты, по-видимому, расширятся, поэтому нефтегазовые доходы будут снижаться, прогнозирует Полевой.

Нефтяные доходы бюджета

Есть вероятность, что в 2023 году нефтегазовые доходы федерального бюджета окажутся ниже базовых, определенных на уровне 8 трлн руб., рассуждает Полевой. «Недавно мы делали оценки для различных комбинаций по добыче нефти и ее рублевой цене, и есть довольно обширный диапазон этих параметров, когда до 8 трлн руб. мы не дотянем», — сообщил он РБК.

Базовый уровень нефтегазовых доходов является неотъемлемым компонентом формулы общих расходов бюджета. Иными словами, чтобы сохранить заданный уровень расходов, понадобится компенсировать недополученные нефтегазовые доходы из ФНБ.

Базовые нефтегазовые доходы в размере 8 трлн руб. достигаются в сценарии добычи на уровне 10–10,5 млн барр. в сутки при цене $62–63 за баррель, говорит Танурков, ссылаясь на оценки Минфина. С одной стороны, по его словам, это достаточно консервативный сценарий. С другой стороны, учитывая, что уже в декабре средняя цена Urals снизилась примерно до $50, «риск [для нефтегазовых доходов] достаточно осязаемый». Все же после снятия ковидных ограничений в Китае, что должно поднять спрос на нефть, эксперт ожидает цену Brent в диапазоне $90–100 во втором-третьем кварталах, что будет означать цену Urals, вероятно, выше $70, отмечает Танурков.

«Ренессанс Капитал» оптимистичен: в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета будут на уровне 10 трлн руб., а значит, выше «базы» в 8 трлн руб. (излишки по новому бюджетному правилу предполагается направлять в ФНБ в рублях или юанях). На 2024 год экономисты «Ренессанса» прогнозируют нефтегазовые доходы порядка 9 трлн руб.

Пятая часть расходов бюджета-2022 пришлась на декабрь Экономика

Опции для правительства

Растущая зависимость бюджета от нефти вызывает опасения, пишет Альфа-банк (в 2022 году нефтегазовые доходы обеспечили около 42% общих доходов бюджета — по сравнению с 36% в 2021 году и средними 40% в 2014–2021 годах. — РБК). «Недавнее движение курса рубля к 70 руб. за доллар указывает на то, что финансовые потери в результате снижения цены на нефть и объемов экспорта будут компенсироваться ослаблением курса рубля. Тем не менее его ослабление не поможет открыть новые рынки и, следовательно, вряд ли изменит перспективы роста», — категоричны экономисты банка.

Ослабление рубля при прочих равных увеличивает нефтегазовые доходы бюджета в силу использования долларовой цены в формулах нефтяных налогов и экспортных пошлин.

«Бюджетное уравнение само по себе очень простое: финансировать дефицит можно либо за счет займов, либо за счет использования ФНБ. Если с каким-то из этих источников средств будут наблюдаться сложности, то нужно работать с самим дефицитом. И здесь рецепта тоже два: либо повышать налоги, то есть изымать ресурсы из частного сектора, предполагая, что государство эффективнее сможет ими распорядиться (очень спорный тезис), либо сокращать расходы, что опять же очень сложно сделать в значимых объемах в текущей ситуации», — объясняет Полевой.

Однако в «Ренессанс Капитале» призывают не переоценивать риски для устойчивости российского бюджета. В дефиците бюджета 2% ВВП, как планирует Минфин на 2023 год, все еще нет ничего критичного — «дефицит остается почти вдвое ниже 2020 или 2015 года, не говоря уже о кризисе 2008–2009 годов». Кроме того, Россия стартует с весьма низкого уровня госдолга — около 17% ВВП. «Если мы предположим скромный рост номинального ВВП на 5% в год и сохранение такого же дефицита в течение десяти лет, долг все еще останется около 25% ВВП», — заключает инвестбанк.

Авторы Теги

Источник: rbc.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *